ГОСПОДНИ ПРАЗДНИКИ
Еврейский год. У каждого народа на земле есть свои праздники, которые являются памятью о событиях в истории государства. У нашего народа тоже есть свои праздники, но они были не просто учреждены людьми, но даны были Самим Богом. Основой еврейского календаря является движение луны; лунный год состоит из неполных 355 суток, соответствующих сумме числовых значений слова (шана), что на иврите означает «год». Само слово шана происходит от глагола шана - повторять, и означает, таким образом, «повторением» или «цикл» (Раввин Шломо бен Ицхак - Раши, комментарий к Быт. 1.14). Традиция гласит, что библейские праздники, дошедшие до нас, были известны еще до получения Закона Моисеем. Выражение, переведенное в Синодальном переводе Библии «спустя несколько времени» в Бытие 4:3, в оригинале - (микец йамим) - означаем «в конце года» и указывает празднование потомками Адама осенних еврейских праздников и, следовательно, на наличие у них религиозного календаря, дарованного Адаму свыше.
Все еврейские национальные праздники можно условно разделить на две большие группы. К первой группе относятся библейские праздники, установленные Богом и записанные в Торе. Тора предписывает отмечать такие праздники, как Рош-Гашана, Йом Кипур, Суккот, Песах и Шавуот. Но у нас есть и другие праздники менее древние, которые были установлены в честь победы евреев над врагами или какого-нибудь важного исторического события. Описание некоторых из них мы находим в книгах Библии, следующих за Торой, в Талмуде и произведениях раввинов, живших в древние века. Часть из этих событий упоминается также в хрониках или трудах известных историков древности. Это - вторая группа праздников Израиля (Ту би-шват, Лаг ба-омер, День Катастрофы (Йом Га- шоа), День Иерусалима и т.д.).
В группе библейских праздников можно отметить сельскохозяйственные праздники или праздники перехода к новому сезону: Песах - весной, Шавуот - летом и Суккот - осенью. В течение первого тысячелетия еврейской истории основным занятием народа Израиля было земледелие. Поэтому эти три праздника отмечались особыми обрядами, связанными с земледелием. В еврейском молитвеннике есть молитва, отражающая бла-годарность евреев своему Богу, который дал им праздники. «Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка Вселенной, избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми племенами, и освятивший нас своими заповедями! И даровал Ты нам с любовью установленные дни радости, праздники и времена веселья, и этот день... в Песах:... Праздника Мацот, этот святой праздничный день, день нашей свободы... в Шавуот ... Праздника Шавуот, этот святой праздничный день, День дарования Торы нашей... в Суккот ... Праздника Суккот, этот святой праздничный день, День нашего веселья...»